Летние веранды и дорогие бизнес-ланчи: каким стал общепит под влиянием пандемии
Российский общепит реагирует на изменение спроса и осваивает новые форматы. Существенным фактором, который повлиял на число кафе, баров и ресторанов и их работу, стали ограничения, введённые из-за пандемии коронавирусной инфекции. Рост числа организаций по сравнению с докризисным полугодием замедлился в 5 раз, доля летних веранд увеличилась на 3% по сравнению с прошлым годом, а бизнес-ланч подорожал во всех российских миллионниках. Аналитики 2ГИС исследовали динамику основных сегментов общественного питания и изучили влияние самоизоляции на рынок.
Как мы считали
2ГИС проанализировал изменение количества кафе, баров и ресторанов за прошедший год в 15 российских миллионниках. Аналитики геосервиса изучили данные о среднем чеке, доле летних веранд в заведениях и стоимости бизнес-ланчей. Информацию о заведениях сферы общественного питания в 2ГИС регулярно обновляют специалисты сервиса и представители компаний.
Темпы роста замедляются
В целом темпы роста общепита в России замедляются: за прошлый год динамика в половине городов-миллионников превышала 10%, а в первой половине 2020 года сопоставимый прирост продемонстрировали только Уфа (+18,7%) и Омск (+10,3%). Эти города и раньше отличались высокой динамикой развития рынка, но в этом году она замедлилась. Замыкает тройку лидеров Санкт-Петербург с приростом количества точек общепита на 7,3%.
В подавляющем большинстве крупнейших городов прирост числа заведений не превысил 6%. Решающее значение для сферы общественного питания имели ограничения, которые повсеместно ввели в марте 2020 года. С этого времени в большинстве миллионников России прирост числа заведений остановился или их число начало сокращаться. С середины 2019 года до марта число организаций общепита, по данным 2ГИС, в среднем увеличивалось на 1% в месяц. В марте 2020 года их число уменьшилось на 2%. Затем динамика стала положительной, но всего +0,2% в месяц, т. е. по сравнению с докризисным полугодием темпы роста упали в 5 раз.
Худшая динамика — у Перми и Нижнего Новгорода, где количество баров, кафе и ресторанов сократилось. Такое снижение объясняется давним трендом на замедление рынка, который наметился в этих городах ещё в 2019 году, задолго до введения ограничительных мер.
Летние кафе — популярный формат
Летнее потепление и послабление карантинных мер привели к резкому росту числа летних веранд, но пригодились и форматы, которые предприниматели развивали с прошлого года — приготовление заказов навынос и с доставкой.
Число заведений, работающих в формате летних веранд, в сравнении с прошлым годом выросло в 12 из 15 городов-миллионников, за исключением Уфы, Ростова-на-Дону и Омска. Лидером по приросту заведений, переориентировавшихся на этот формат, стал Новосибирск. Тут их доля увеличилась более чем на 9%, несмотря на долгий простой общепита в условиях карантина и довольно позднее разрешение на работу в формате летних веранд. Следом за Новосибирском идут Пермь и Казань с динамикой +9% и +7,3% соответственно.
Высокой динамики летних веранд нет даже на динамично развивающемся столичном рынке: из-за строгого карантина в Москве их доля подросла всего на 3,2%.
Несетевой общепит, ранее не использовавший формат летних веранд, добавил большую долю к приросту летников. И только в Волгограде и Екатеринбурге число летников росло преимущественно за счёт сетевых заведений.
Как менялись цены
Аналитики 2ГИС изучили динамику среднего чека в заведениях общественного питания. Несмотря на кризисные явления и временную приостановку работы сферы, ценовая политика осталась стабильна в большинстве городов.
По данным 2ГИС в Екатеринбурге за год стало меньше дешёвого общепита и больше дорогого, из-за чего средний чек по городу подорожал на 97 рублей. В остальных миллионниках изменения менее значительные. Лидеры по приросту стоимости среднего чека — Екатеринбург (+16,7%) и Нижний Новгород (+7,5%). Самый высокий средний чек на 1 июля 2020 года ожидаемо в Москве — 1199 рублей. За год он даже снизился почти на 2%. Следом по размеру среднего чека идут Ростов-на-Дону (897 рублей) и Санкт-Петербург (790 рублей), но и там средний чек практически не изменился. Самый доступный общепит — в Омске со средним чеком 518 рублей.
При этом противоположная ситуация сложилась со стоимостью бизнес-ланчей, цены на которые год от года были стабильны. Во втором квартале 2020 года большинство заведений уже не работали в привычном режиме, а часть офисных сотрудников перешла на удалённый режим работы. Снижение спроса на бизнес-ланчи привело к повсеместному повышению цен на него — в среднем дороже стало везде.
Меньше бюджетных ланчей стало в Новосибирске, Омске, Самаре, Санкт-Петербурге и Челябинске. Больше дорогих предложений стало в Волгограде, Ростове-на-Дону и Уфе. В лидерах по росту стоимости бизнес-ланчей — Челябинск (+10,2%), Екатеринбург (+8,8%) и Красноярск (+8,7%). В этих городах больше заведений стали предлагать обеды в диапазоне от 150 до 250 рублей.
В июле колл-центр 2ГИС актуализировал данные по компаниям общепита в России. За период самоизоляции процент дозвона в компании общепита снизился на 26%. Недостающие данные проверяются на местности и с помощью социальных сетей компаний. Низкий процент дозвона по указанным контактам свидетельствует о том, что общепит находится в процессе восстановления или трансформируется. Компаниям важно не забывать обновлять данные о себе, чтобы клиенты всегда могли связаться с ними — в 2ГИС это можно сделать самостоятельно, обновив данные в личном кабинете компании, позвонить на номер 8 800 2003-600 или сообщить новую информацию об организации в формах обратной связи в 2ГИС.