На машине или пешком: регионы России в отличие от Москвы стали реже ездить на общественном транспорте
Геосервис 2ГИС изучил, как менялись транспортные привычки жителей крупнейших городов России за последние два года. В исследовании приняли участие партнеры по экосистеме Сбера сервисы «Ситимобил» и «СберЗдоровье».
Ежедневно миллионы пользователей строят с помощью 2ГИС маршруты для пеших прогулок и поездок на общественном транспорте и авто, включая каршеринг и такси. Аналитики геосервиса изучили более 370 млн маршрутов в городах-миллионниках, чтобы выяснить, как изменились транспортные предпочтения жителей с марта 2019 года по март 2021-го.
Общественный транспорт
Пандемия и самоизоляция заметно сократили число пользователей традиционного общественного транспорта. Во многих городах его аудитория до сих пор не восстановилась до показателей весны доковидного 2019 года. В Самаре, Волгограде и Нижнем Новгороде, по данным 2ГИС, количество построений маршрутов на общественном транспорте за два года — с марта 2019 по март 2021-го — снизилось на 16–20%.
Единственным ярким исключением из этой тенденции стала Москва. В столице, по данным 2ГИС, маршруты на общественном транспорте в марте 2021 года искали на 12% чаще, чем два года назад. Метро, МЦК, МЦД позволяют добираться до пункта назначения без пробок. Кроме того, в 2020 году на столичных дорогах почти на 30 км увеличили протяженность выделенных полос для наземного общественного транспорта, в 2021 году их продлят ещё на 15 км.
Максимальным сокращение аудитории общественного транспорта было в апреле 2020 года, тогда жители России ездили на нём в среднем в 5 раз реже обычного. Впрочем, в апреле с в введением локдауна просели и маршруты на авто. Однако в отличие от общественного транспорта уже в июне 2020-го, когда начали отменять меры самоизоляции, количество автомобильных маршрутов превысило показатели 2019 года.
Поездки на авто
По итогам марта 2021 года число поездок на авто в крупнейших городах страны выросло более чем в 2 раза в сравнении с первым весенним месяцем доковидного 2019 года. Маршруты на авто в 2ГИС строят и владельцы авто, и пользователи сервисов такси и каршеринга.
Более чем двукратный прирост количества маршрутов на авто зафиксирован в девяти из 15 городов-миллионников, включая самые крупные — Москву, Санкт-Петербург и Новосибирск. Лидерами стали Волгоград и Петербург — в этих городах автомобильные маршруты стали строить более чем в 2,5 раза чаще.
Самый незначительный прирост — в Красноярске и Екатеринбурге. Здесь маршрутов на авто в марте 2021 было на 72-73% больше, чем в марте 2019.
Статистика сервиса «Ситимобил» также свидетельствует о росте интереса к поездкам на авто — в данном случае, на такси за последние два года. Это заметнее всего в самых крупных городах — в Москве и Санкт-Петербурге.
Полина Ломоносова, руководитель пресс-службы «Ситимобил»:
«Период острой фазы пандемии и самоизоляция в 2020 году значительным образом отразился на динамике поездок на такси. Так, в первый день после объявления режима самоизоляции, 30 марта 2020 года, в Москве мы отмечали падение спроса на такси на 66% по сравнению с 2019 годом. В этот период мы фиксировали падения по всей России — люди самоизолировались дома и сильно сократили передвижение по городу. В апреле 2020 года количество поездок в отдельных крупных городах сократилось на 50%, по сравнению с месячными показателями в 2019 году.
С улучшением эпидемиологической ситуации восстановился и спрос на такси: в июне 2020 года число заказов вернулось к докоронавирусным значениям, а в июле выросло на 6%. С того момента по всей России мы фиксируем положительную динамику спроса».
Пешие прогулки
За последние два года жители крупных городов России стали больше ходить пешком. 2ГИС зафиксировал увеличение количества пеших маршрутов в миллионниках на 14%. Больше всего интерес к таким прогулкам вырос в Воронеже, Санкт-Петербурге и Перми. Небольшое сокращение пеших маршрутов было отмечено только в одном из 15 миллионников — в Ростове-на-Дону.
Владислав Мохамед Али, медицинский директор сервиса СберЗдоровье:
«Казалось, что ограничения заставят людей находиться дома или передвигаться на личном транспорте или такси, но статистика показывает, что многие стали чаще ходить пешком. С одной стороны причина в том, что люди по возможности стремятся не пользоваться общественным транспортом, а с другой — не хотят сидеть дома.
Ходить пешком полезно, так как это определенная кардио-нагрузка, которая показана любому человеку несколько раз в неделю. Рекомендовано ходить быстрым шагом, чтобы повышался пульс — это будет благоприятно влиять на общее самочувствие и здоровье. Физическую нагрузку нужно увеличивать постепенно и дозировано.
Для того, чтобы ходьба стала полезной для организма, нужна удобная обувь, а если есть плоскостопие, специальные стельки, которые учитывают анатомические особенности стопы. Для подбора стелек с необходимыми параметрами обращаются к ортопеду. За последний год мы наблюдаем рост обращений к врачам данной специальности на 72%, так как люди не только стали больше ходить и, как следствие, сильнее следить за этим аспектом своего здоровья, но и получили инструмент для быстрой онлайн-консультации с врачом в любое удобное время и из любого места, где есть интернет.
Стоит упомянуть про миф, связанный с необходимостью совершать 10 000 шагов в день. Какого-то четкого количества „полезных“ шагов не существует — это зависит от особенностей организма. Но тем не менее, ходьба — отличный способ получения физической активности, во время которой оказывается благоприятная нагрузка на все органы. А, например, во время бега происходит ударная нагрузка, которая оказывает воздействие на позвоночник и суставы, что может быть небезопасно для неподготовленного человека».
Пандемия усилила общий тренд — интерес жителей городов к пешим прогулкам растёт. В апреле 2ГИС добавил голосовое ведение по пешим маршрутам. Теперь необязательно держать телефон в руках — дорогу пешеходам подскажут телеведущий Николай Дроздов, литературный критик Галина Юзефович, автоблогер AcademeG или другие дикторы навигатора.